» » » » Что такое Scrum? Революционный метод управления проектами!

Что такое Scrum? Революционный метод управления проектами!


Скрам (scrum) – это методика с помощью которой можно выполнять задачи в команде быстрее и эффективнее. Достигается это благодаря новому подходу к командной работе и планированию результата. 

Эту методику изобрели 25 лет назад для разработки программного обеспечения (Швабер, Сазерленд), но сегодня она с каждым днем проникает в различные сферы бизнеса. Мне нравится скрам благодаря своей универсальности, и дисциплине, которая достигается в команде благодаря применения определенных правил (скрам-артефактов).

Как появился термин Scrum (Скрам)?

Scrum – это спортивный термин, пришедший из регби и обозначающий Схватку. В деловой сфере скрам – это схватка команды с задачей, которую нужно выполнить в ограниченный отрезок времени (deadline).

Основные участники Scrum (Скрам)

Владелец продукта (Product owner)

Владелец продукта (он же founder/ceo/project manager) – должен знать каким будет продукт или уметь донести до команды пожелания акционеров или клиентов

Команда скрам (Scrum team)

Команда – в идеале команда должна состоять из людей которые могут друг друга подменить в случае форс-мажора (команды в скрам необльшие обычно 3-10 человек).

Если у вас компания на 100 человек – можно сделать из них 10 кроссфункциональных команд, перемешав там людей из разных отделов. Задача команды быть настолько универсальной, чтобы быть в состоянии выполнить определенный законченный объем работ в проекте (increment)

Скрам-марстер (scrum-master)

Scrum-мастер – волшебник который соблюдает скрам-ритуалы и не дает команде разругаться между собой и с владельцем.

Скрам-артефакты (Scrum artefacts)

Чтобы скрам работал и задачи в организации решались эффективно, в организации должен быть Ритм (или набор ритуалов которые проводит вся команда вместе). Ритм скрам состоит из его артефактов.

Время в скрам разбивается на спринты (временные отрезки 1-4 недели). 

1.Планирование проекта – составление бэклога (Backlog grooming)

Продукт раскладывается на составные части (epics) которые состоят из пользовательских историй (user stories) – об это отдельно напишу еще. User stories дробятся на задачи, которые попадают в бэклог (общий список задач). Как правило это делает Product owner после разговора с владельцами проекта/акционерами.

2.Планирование спринта (Sprint planning meeting)

Проходит в начале каждого спринта. Обычно его организует scrum-мастер и на нем product owner садится совместно с командой и решают какую часть продукта выпустить к концу спринта, и какие задачи из бэклога нужно для этого вытащить. 

Оценка сил на спринт (оценка задач в story points)

Немаловажным вопросом во время планирования спринта является оценка временных затрат на выполнение задач. Любая задача разбивается на N количество story points (назовем их кубиками как в конструкторе, из которых можно собрать любую задачу).

По итогам выполнения стоприпоинтов строится график сгорания задач (burbdown chart) на котором четко видно как команда справляется с процессом.

Диаграмма сгорания задач / Burndown Chart
Источник: https://ru.scrum-time.com/infobase/burndown-chart.php

Синим на диаграмме сгорания отмечена идеальная линия выполнения задач, на которую и следует опираться.

Красным отмечена реальная история выполнения задач.

По шкале Y отмечают количество запланированных баллов (в данном случае), идеальные часы, количество задач и так далее.

По шкале X отмечают количество дней до окончания Sprint.

Сторипоинтами могут быть например человеко-часы, одна задача может оцениваться в 2 ч/ч а другая в 4 ч/ч.  И если над второй задачей работает 2 человека, то они сделают ее за 2 часа.

Пример, когда story points считаются в часах: у вас команда из 5 программистов, у каждого есть ~6 часов продуктивного времени за день. Итого у команды есть 30 чел-часов в сутках. Или 150 ч/ч в неделю.  Если спринт длится 1 неделю, то можно сделать 2 новых фичи (нововведений в продукте) которые оценены в 75 человеко-часов каждая (150/75=2) или 10 фич по 15 ч/ч (150/15=10).

Во время планирования спринта для product owner важно сделать 2 вещи:
1.Определить приоритетные цели для спринта
2.Грамотно оценить силы команды, разложив задачи на кубики и оценив затраты времени на них.

3.Ежедневный скрам (Daily standups)

Ежедневная планерка в формате «стендапа» – каждый член команды за 2-3 минуты рассказывает что сделал вчера, какие планы на сегодня и есть ли какие-то сложности для решение которых нужна помощь скрам-мастера. Во время таких стендапов членов команды не перебивают. Такие планерки должны быть face-to-face, если команда удаленная то обязательно веб-камеры в хорошем качестве.

4.Обзор спринта (Sprint review)

В коцне спринта в идеале предоставить готовый к использованию продукт или его часть. На встрече присутствует команд, product ownerом, скрам-мастер и владельцы проекта (по желанию).  Product owner рассказывает 3 основных вопроса: а) Какие фичи продукта были выпущены в этом спринте; б) Что сделать не успели в) Какие приоритеты на следующий спринт

5.Ретроспективы (Retrospective meeting)

Команда и product owner собираются в неформальной обстановке и обсуждается 3 вопроса:

  1. Что у команды получилось хорошо
  2. Что не прошло гладко (конфликты, проблемы и т.д.)
  3. Что нужно сделать, чтобы это улучшить

Каждому члену команды дается 3-5 минут чтобы высказаться.  Важные правила ретро: 

  • Высказываться коротко и по существу;
  • Неприкосновенность личности – говорим о фактах, а не о людях;
  • Уважаем себя и собеседника – не перебиваем!
  • Когда озвучиваем проблему, предлагаем еще свой вариант решения

10 принципов Скрам (Scrum)

1. Большие проекты делим на малые, а малые разбиваем на задачи;

2.Оцениваем затраты времени на выполнение задач

3. Месяц/квартал разбивается на промежутки (спринты), которые составляют обычно 1-4 недели;

4. По итогам спринтов выпускается готовая часть продукта (либо достигается промежуточная измеримая цель)

5. В начале нового спринта идет планирование, на котором определяются приоритетные дела, которые вытаскиваются из корзины дел (бэклога)

6.дела в корзине уже с ярлыками времени, т.е. Команда рассчитывает сколько дел они могут реально выполнить за спринт (уметь правильно рассчитать свои силы – это очень полезный навык, которые тренируется со временем)

7.в начале каждого дня проходят краткие стендапы участников команды (занимают в среднем до 10-15 мин) на них каждый участник команды делится краткими итогами дня + планами на новый (это происходит в формате монолога без перебиваний)

8. в последний день спринта подводятся итоги работы, а также проводятся ретроспективы (или ретро)

9. Cкрам это методика из семейства Agile, а значит такая же гибкая к изменениям, и поэтому вместо следования жестким спецификациям много времени уделяется получению обратной связи от клиентов и внедрения улучшений в новые версии продукта.

10. В классическом скраме еще строят график сгорания задач (burndown chart), на котором видно команда успевает в среднем выполнять задачи запланированные на спринт или нет.

Для закрепления прочитанного – небольшой мультфильм о SCRUM

С уважением Александр Цыглин,
основатель Мастер Продуктивности и проекта SkillsMarketplace.ru
(Facebook / Linkedin / Instagram / Youtube)

P.S. Если вам нужна дополнительная консультация по внедрению Scrum в вашей организации – напишите мне в Facebook, обсудим чем можем быть друг другу полезны.


Что еще почитать об управлении проектами:

Что такое скрам
Ваш браузер не отображает фреймы. Пожалуйста, посетите Что такое Scrum в MindMeister. Ссылка на карту: https://www.mindmeister.com/ru/1309123858/scrum ...
Подробнее
Планирование спринта (Sprint planning meeting)
Содержание статьи1 Что такое Спринт (Sprint) в Скрам (Scrum)2 Как оценить силы команды на Spint (показатель Velocity)3 Как оценить сложность задачи – играем в Planning Poker.4 Планирование спринта в Story Points и Диаграмма сгорания задач (Burndown Chart)4.1 Что еще почитать ...
Подробнее
Что такое скрам (Scrum)
Содержание статьи1 Как появился термин Scrum (Скрам)?2 Основные участники Scrum (Скрам)2.1 Владелец продукта (Product owner)2.2 Команда скрам (Scrum team)2.3 Скрам-марстер (scrum-master)3 Скрам-артефакты (Scrum artefacts)3.1 1.Планирование проекта – составление бэклога (Backlog grooming)3.2 2.Планирование спринта (Sprint planning meeting)3.3 Оценка сил на спринт ...
Подробнее
Что такое Agile
Содержание статьи1 Что такое Agile2 Основные принципы Agile-философии 2.1 1. Давайте результат чаще (Deliver value faster)2.2 2.Изменения приветствуются (Welcome changes)2.3 3.Выпускайте обновления продукта регулярно (Deliver working software frequently)2.4 4.Работайте сообща день за днем (Work together daily)2.5 5. Создавайте проекты вокруг ...
Подробнее
Управление проектами - Модель Водопад
Содержание статьи0.1 Кто такой Project Manager (PM)1 Последовательность этапов в каскадной модели2 Проектная документация2.1 1.УСТАВ ПРОЕКТА2.2 2.ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ2.3 3.АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ3 Матрица заинтересованных сторон проекта4 Как составить план управления проектами (10 шагов)5 Где найти больше информации об управлении проектами?5.1 ...
Подробнее